Ангел израил

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 30 января 2018; проверки требуют

2 правки

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 30 января 2018; проверки требуют

2 правки

.

Азраи́ль (араб. عزرائيل‎) или Ма́ляку ль-ма́ут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти) — ангел смерти в исламе и иудаизме, который помогает людям перейти в иной мир.

Оглавление [Показать]

Этимология

Английский словарь использует написание Azrael. Имя буквально означает «Кому Бог помогает»..

В исламе

В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти).

Ангел смерти — один из самых близких к Аллаху ангелов. По приказу Аллаха он забирает души умерших. Ангел смерти руководит множеством ангелов, помогающих ему выполнять его функцию. Души умерших праведников-мусульман забирают ангелы под названием «Нашитат», а неверных — «Назиат».

Перед Судным Днём, после второго дуновения в рог ангелом Исрафилом умрут все обитатели небес и земли, за исключением некоторых творений. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже умрут, а последним умрёт ангел смерти.

В иудаизме

В иудаизме, ангел смерти (мал’ах ха-мавет) отождествляется со страшными великанами и демонами. В Талмуде он идентичен Сатане и злому помыслу (иецер ха-ра). Чаще всего ангел смерти является в образе беглеца, бродяги или нищего. В фольклоре он часто изображается со множеством глаз, усердным жнецом или стариком с мечом, с которого стекает яд.

Другие религии

Возможно, Азраил соответствует ангелу Эсраилу из апокрифических текстов «Апокалипсиса Петра» и «Откровения Павла», а также езидскому архангелу Эзраилу. В «Апокалипсисе» Петра Эсраил именуется «Ангелом Гнева», мучающим грешников после Страшного суда.

В чувашской религии Эсрель является ангелом смерти.

Азраил (как Азраа-иил) — имя ангела смерти в Гуру Грантх Сахиб, священной книге и последнему гуру сикхизма.

В литературе

Азраил часто является поэтическим олицетворением смерти. В этом качестве он появляется в стихотворении М. И. Цветаевой «Азраил», а также у Байрона, Лермонтова, Эдгара По («Israfel») и ряда других авторов.

Примечания

  1. Davidson, Gustav (1967), A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels, Entry: Azrael, pp. 64, 65, Library of Congress Catalog Card Number: 66-19757
  2. ↑ ас-Саджда 32:11
  3. Али-заде, 2007.
  4. ↑ ан-Назиат 79:1, 2
  5. ↑ аль-Анфаль 8:50
  6. Умар бин Сулайман аль-Ашкар. Качества и способности ангелов // Мир благочестивых Ангелов (‘Алам ал-малаика ал-абрар) / Вступ. сл., пер. с арабск. и прим. Э. Р. Кулиева. — М.: Издательство «Мир», 2008. — С. 38. — 116 с. — (Вероучения в свете Корана и Сунны, 2). — ISBN 978-5-904005-05-4.
  7. Ангелы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. ↑ Апокалипсис Петра. Стих VI — 33
  9. ↑ Section 7, part 165 (Raag Gauree), and section 25, part 31 (Raag Maaroo). Hosted on the Internet Sacred Text Archive
  10. ↑ Shri Guru Granth Sahib: So Dar. Sacred-texts.com. Проверено 30 июля 2012.
  11. ↑ Shri Guru Granth Sahib: Raag Aasaa. Sacred-texts.com. Проверено 30 июля 2012.

Литература

  • Али-заде А. А. Маляк аль-Мовт :  // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.

ангел израил

Как забирает души ангел смерти Азраиль?

Азраиль (мир Ему) — один из четырех великих ангелов созданных Всевышним Аллахом, и именно он освобождает души людей, когда истекает их срок жизни пребывания на земле.

Смерть является неизбежной реальностью, в итоге ожидающая нас всех не зависимо от нашего социального положения, цвета кожи и географического места проживания. Порой она приходит, как нам кажется, не вовремя и может застигнуть нас врасплох. И многие, наверное, до этого момента думают о том, как еще долго и счастливо они будут жить, строят планы на будущее, расписывая себе радужные перспективы на годы вперед. Но, так или иначе, мы осознаем ее неизбежность, когда видим перед собой Азраиля- ангела смерти.

Большинство людей, особенно далекие от религиозных взглядов, представляет Азраиля в каком-то пугающем и устрашающем свете. Порой рисуют карикатуры, где изображена «смерть» в балахоне с косой в руках… Но не стоит забывать, что он является творением Создателя, четко исполняющим повеление Всевышнего Творца. Поэтому не логично допускать мысли о какой-то несправедливости в этом вопросе, ибо каждый живет столько, сколько предначертано ему самим Создателем.

В тафсире Мазхари упоминается хадис, переданный Абдуллахом ибн Умаром: «Когда Аллах Тааля приказал Азраилу, мир ему, умерщвлять людей он взмолился: «О мой Господь, Ты возложил на меня такую обязанность, что все сыны Адама, живущие в мире, будут проклинать меня всякий раз, когда вспомнят обо мне и будут считать меня злом».

На это Аллах Тааля ответил ему: «Мы позаботились об этом и распространили в мире некоторые заметные болезни и другие причины гибели людей, которые они будут связывать со смертью и ты будешь защищен от их проклятий». (Этот хадис приводит Куртуби в своем Тафсире и сочинении «Ат-тазкира»)

Нередко приходиться слышать один и тот же вопрос: «Как один ангел успевает одновременно побывать в разных точках планеты?» Ведь на земле, в одно и то же время, может умереть немалое количество людей, живущих в разных уголках света.

Однако стоит заметить, что к данному вопросу нас толкает наша субъективная привязанность к материальной сущности вещей, а не к реальной. То есть мы все начинаем оценивать с точки зрения наших материальных представлений о мире, в то время он куда более многогранен. Мы не знаем о иных Вселенных, созданных Великим и Мудрым Творцом, и которых несметно много. Мы имеем крайне ограниченные представления о мире ангелов и джиннов, которые живут параллельно нашему миру, в абсолютной независимости от нашей веры в их существование.

Мы знаем скорость света, и знаем, что есть творения Милостивого Создателя, которые могут преодолевать сотни тысяч километров всего лишь за одну секунду. Но мы не знаем досконально о скорости движении ангелов, которые могут быть фантастически выше в разы, чем мы имеем об этом представление.

К тому же ангелы не привязаны к понятиям времени и пространства, и могут одновременно находиться в разных местах, что также выходит за пределы нашего обыденного мировосприятия. Если вы разместите много зеркал в одной комнате, то вошедший в эту комнату человек будет отражаться в каждом из них. Притом, это будет один и тот же человек, а вовсе не большое количество людей находящихся в зеркале.

Куртуби в своем сочинении «Ат-Тазкира» рассказывает, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из сахабов, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему», и добавил: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Некоторые же ученые склонны считать, что у такого ангела как Азраиль имеются помощники, которые помогают ему забирать души людей.

Один из известных комментаторов Корана Муджахид, на которого в свою очередь ссылается другой известный комментатор, Куртуби, так описывает процесс извлечения души из тела: «Перед ангелом смерти весь мир – как открытый ящик, в котором люди рассыпаны подобно зернам, и он выхватывает те из них, которые хочет».

Но так или иначе суть природы ангелов неизменна, а ведающий обо всем лишь Мудрый и Великий Аллах, сотворивший сие многогранное и многообразное великолепие.

Ихсан Кышкаров

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

«Азраил» «АЗРА́́ИЛ», ранняя фантастич. романтич. поэма Л. (1831, неоконч.). Тематически связана с «Демоном» (3-я ред.) и «Ангелом смерти». В центре поэмы — падший ангел (у мусульман — ангел смерти,) Израил, один из четырех гл. ангелов; встречаются и в библ. мифологии). Азраил — вечно живущее, отверженное богом существо. В его образе есть черты, близкие Демону: возроптав на бога, Азраил был «за миг столетьями наказан» и обречен на одинокое блуждание «по беспредельности небес». Однако Азраил больше тяготеет к земле и людям: презирая земные существа, испытывает влечение к ним, признается в любви ко всему «мгновенному». Подобно Демону, он мечтает найти успокоение и прибежище в любви к смертной девушке. Азраил верит, что он любим, «хоть в первый и последний раз». В финале Л. неожиданно переводит повествование в иронически сниженный план (Б. Удодов): Дева, к-рая, казалось, отвечала Азраилу взаимностью, по воле матери должна выйти замуж. По-видимому, действие поэмы должно было происходить в Палестине до разрушения Иудейского царства (жених Девы — воин). Об этом же свидетельствуют и обращенные к героине слова Азраила о законе Моисея. Но ремарка «крест на груди у нее» (Девы) разрушает эту локализацию. Поэма своеобразна по форме: стихи чередуются с прозой, точнее с драматизированным диалогом между героем и героиней. Значит, место занимает рассказ-исповедь Азраила о своем прошлом. Л. вводит ремарки, рисующие место действия, внешний облик, одежду героев и пр. На замысел поэмы оказали воздействие поэма Байрона «Каин» (1821) и его же мистерия «Небо и земля» (1822). Интересна образная и стиховая структура песни Девы, построенной на контрастном развитии фольклорных параллелизмов. Иллюстрировали поэму Д.И.Митрохин, М.Е.Ушаков-Поскочин, М.А.Врубель. О том, что Врубель написал «большой холст «Азраил»», свидетельствует сестра художника (см. Врубель М. А., Письма к сестре…, Л., 1929, с. 33; ср. Врубель М. А., Выставка произведений, Москва. 1956. Каталог, М., 1957, с. 45). Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, тетр. XX (названия нет). Копия начала поэмы (стихи 1—37) рукой А. Закревского с датой 15 авг. 1831 — также в ИРЛИ, ф. 244 (альбом Ю.Н.Бартенева). Впервые — «Саратов. листок», 1876, № 43, с. 1—2, с небольшими неточностями. Датируется 1831 (до авг.) по положению копии в тетр. XX вслед за стих. «1831-го января» и по дате в альбоме Бартенева.

Лит.: Дюшен (2), с. 82; Замотин, с. 43—44; Дурылин (6), с. 597—98; Закруткин В. А., с. 193—94; Иванова Т. (2), с. 312—13; Пейсахович (2), с. 83; Недосекина Т. А., Ранние поэмы М. Ю. Л. (1828—1832), Л., 1973 (дисс.), с. 8, 12, 13, 14; Удодов (2), 156, 306—308.

Л. Н. Назарова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Смотреть что такое «»Азраил»» в других словарях:

  • АЗРАИЛ — (араб. Azrail). Ангел смерти, который, по религиозным верованиям мусульман, принимает последний вздох и душу умирающего. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЗРАИЛ ангел смерти у мусульман. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • азраил — см. смерть 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. азраил сущ., кол во синонимов: 2 • …   Словарь синонимов

  • АЗРАИЛ — АЗРАИЛ, ангел смерти в иудаизме и исламе …   Энциклопедический словарь

  • Азраил — ангел смерти. В Коране и хадисах он называется не Азраилом, а Маляк аль Мовтом (См. Маляк аль Мовт). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • Азраил — Эсхатология Христианская эсхатология Библейские тексты Библейские пророчества Книга Откровения Книга Даниила …   Википедия

  • АЗРАИЛ — (или (ИЗРАИЛ); в мусульманской мифологии – ангел смерти) Явись, о смерть, в каком угодно виде: <…> Как Азраил убитых мусульман! Куз908 09 (87); Бьет меня светящими очами Ангел бури – Азраил! (рфм. к крыл) АБ913 ( …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • АЗРАИЛ — (древнеевр. Бог помог ), ангел смерти в иудаизме и исламе. Азраил наблюдает за умирающим, отделяет душу от тела и принимает души умерших …   Энциклопедия Кольера

  • Азраил — м. Ангел смерти; Израил (у мусульман). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Азраил — Мусульманский макрибун один из четырех ангелов высшей категории. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • Азраил («Азраил») — Смотри также Изгнанник, существо сильное и побежденное, полуземной, полунебесный . Когда еще ряды светил земли не знали меж собой, в те годы он уж в мире был, смотрел очами и душой; молился, действовал, любил; он власть великую имел, летал, как… …   Словарь литературных типов

Кроме Михаила и Гавриила скажем несколько слов об ангельских именах, применяемых к Логосу в иудео-христианстве. В списке имен Логоса, приводимом Иустином, читаем следующее: «(Слово) еще называется Израилем и Оно присвоило это имя Иакову» (LXXV, 2, также CXIV,2). Иустин комментирует это по-разному. «Я хотел бы, просит Трифон, чтобы вы объяснили мне силу (dynamis) имени Израиль» (CXXV,1). Иустин отвечает, что ангел, явившийся Иакову, «как Рожденный прежде всех творений, был Бог… Его имя изначала было Израиль, в это имя Он и переименовал блаженного Иакова» (CXXV,3-5).

Итак, явившийся Иакову ангел называет себя Израиль. Это не один из ангелов, но рожденный прежде всякой твори, то есть Сам Логос. Здесь перед нами классическая линия богословия Иустина, который видит Логоса в явлениях ангелов в Ветхом Завете. Израиль есть просто имя Логоса. Иустин кажется, зависит здесь от Филона, у которого написано: «Логос первородный является самым древним (presbytatos) из ангелов; он архангел и носит многие имена; он назван началом, именем Бога, словом, человеком по образу, видящим, Израилем» (Conf., 146-147). У Филона как и у Иустина говорится о первородном, о Логосе, одно из имен которого есть Израиль.

Отметим лишь, что этимология слова «Израиль» различна у того и другого: для Иустина это «тот, кто победил Бога», для Филона «тот, кто видит Бога». Но Иустину это известно. Впрочем, для Филона Израиль означает не ангела, встретившего Иакова, но самого Иакова, который есть аллегория Логоса.

Это встречается в замечательном апокрифе, о котором мы знаем через Оригена под названием Молитва Иосифа. Иаков говорит: «Тот, кто говорит вам, я Иаков и Израиль, я ангел Бога и начальный дух (archikon). Я, Иаков, названный людьми Иаковом, мое имя — Израиль, я назван Богом Израиль, человеком, зрящим Бога, потому что я перворожденный (protogonos) всего живого, приявший свою жизнь от Бога» (Com.Io., II,31). Замечательно обнаружить здесь те же выражения, что и у Филона и Иустина. Израиль — это перворожденный, Он — начало, он есть тот, кто зрит Бога. Трудно не увидеть здесь кого-то больше, чем ангел. У Израиля те же атрибуты, что и у филоновского Логоса.

Продолжение цитаты Оригеном подтверждает это: «Когда, говорит Иаков, я достиг сирийской Месопотамии, ангел Божий Уриил предстал и говорит: Я сошел на землю и устроил свое жилище (кущу) между людьми, и Я получил имя Иаков. Он вошел в соперничество со мной и нанес мне рану. И он боролся со мной, говоря, что его имя, которое есть имя того, кто есть прежде всякого ангела, перешло на меня. Я сказал ему свое имя и какова его величие среди сынов Божиих: Не ты ли Уриил, восьмой после меня, а я Израиль, архангел силы Господа и архистратиг сынов Божиих? Не я ли Израиль, первый служитель пред лицом Господа? И я призвал Бога моего его вечным именем» (id.).

Я не настаивал на странности этого текста. Два персонажа взаимно получают имя Иаков. Но это не истинное имя ни того, ни другого. Имя ангела? боровшегося с Иаковом Уриил. Настоящее имя Иакова есть Израиль. Но что для нас важно, это эпитеты, которые его квалифицируют: он архангел силы Господа; итак, параллельное выражение «архистратиг силы Господа» всегда означает постоянно у Евсевия Логос; добавим, что параллелизм с «ангелом Святого Духа» в Вознесении Исайи позволяет думать, что это выражение равнозначно выражению «сила Господа». Он тот, кто служит перед лицом и архистратиг: это может подойти к архангелу Михаилу, но также и к Логосу иногда, мы видели; он первый (протос) ангел. Итак, это выражение означает Логоса в новацианской надписи. Но часто если Уриил есть лишь восьмой после него, он находится вне группы семи архангелов. Та же схема что и у Климента Александрийского — а не у Ерма.

Таким образом, Израиль — здесь это Логос. Возникает вопрос, как узнать, Логос ли это Филонов или Логос христиан, то есть текст еврейский или христианский. Иудео-христианский характер очевиден, как отметил Resch (Agrapha, p.297). Действительно, Уриил, ангел, создавший себе кущу (kateskinosa) среди людей и который противостал Израилю, когда тот прибыл в Иудею, кажется ангелом еврейского народа, о котором Иосиф говорит, что он был приставлен к куще для охраны. Он претендует быть настоящим Иаковом, на что не согласен ангел Израиля, который идет его вытеснить.

Сопоставление с текстом Иустина, который мы еще не цитировали, еще более усиливает такое понимание: «Когда Писание говорит: Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля царем вашим (Ис.43,15), то не следует ли вам поистине разуметь Христа вечного царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: Иаков, раб Мой, Израиль избранный Мой.. на имя его будут уповать народы (Ис.42,1).. Неужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как поэтому Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы составляем истинный израильский род… два дома Иакова: один рожденный по плоти, другой — от веры и Духа» (42,1-6).

Интерес этого текста во-первых в том, что он видит в Израиле имя Христа как вечного царя. Но он как раз особо противопоставляет и два Иакова: одного патриарха, другого — Христа. Второй — это ангел самого Израиля, то есть Логос; о первом не сказано, что он ангел. Молитва Иосифа добавляет, отождествляя его с Уриилом. Но в целом параллелизм делает очень вероятным сходство концепций и делает христианское происхождение более вероятным. Конфликт двух Иаковов трудно объясним в иудейском контексте. Нужно добавить, что заявление Оригена о том, что у него есть текст Евреев, не препятствует его иудео-христианскому происхождению. Ведь Ориген часто называет «евреями» иудео-христиан, традиции которых он сообщает.

Leave a Comment