Ангел денница

Люцифер
лат. Lucifer
«Люцифер, царь ада», иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте.
В древности: название планеты Венера, римское имя.
В христианстве с XVII века: предводитель падших ангелов (дьяволов, бесов, чертей), отождествлён с Сатаной.
римская мифология, христианство
«светоносный», «утренняя звезда» (Венера)
Φωσφόρος и ἑωσφόρος
др.-рус. Денница, рум. Лучафэр, белор. Люцыпыр
мужской
Ветхий завет (Ис.14:12-17), Новый завет, Энеида, Божественная комедия, Потерянный рай
Фосфор, Денница и Люцифер
 Иллюстрации на Викискладе

Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу»; в том же значении — др.-греч. Эосфор или Фосфор, др.-рус. Денница) — в римской мифологии образ «утренней звезды»; в христианстве с XVII века синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом.

Оглавление [Показать]

Древнее название планеты Венеры

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером называли планету Венера, видимую только во время утренней или вечерней зари, когда Солнце уже неярко светит. В древности считалось, что это две разные планеты. Собственно, Люцифером римляне называли «утреннюю звезду», тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (греч. Геспер или Фосфор — «светоносец»).

Греки называли «утреннюю звезду» Эосфором («зареносец»), и поэтически считали сыном богини зари Эос и титана Астрея.

Он упоминается в Энеиде:

Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой.

Мужское имя

В Риме времён поздней империи (домината) Люцифер использовалось как мужское личное имя (praenomen). Например, известен Святой Люцифер — церковный деятель IV в. н. э., епископ Кальяри (Сардиния), противник арианства.

В христианстве

В Библии слово ‏הֵילֵל‏‎ («хейлель» — утренняя звезда) встречается в книге пророка Исаии:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы».

Здесь это слово относится к вавилонскому царю (человеку, согласно 16-му стиху). По толкованию же Тертуллиана, эта фраза относится к падению с неба сатаны.

Оно переведено в синодальном переводе как «денница». Иероним Стридонский в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». У самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, но как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, имевший авторитет в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для отождествления слов «люцифер» и имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза получает иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, слово воспринимается не как метафора, но как обращение к Сатане.

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны и это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).

В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.

Люцифер в современном сатанизме

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:

  • Свобода или восстание.
  • Гордыня.
  • Познание (безнравственное познание, вульгарное).
  • Принадлежность к ограниченному списку высших демонов, архидемон (The Complete Book of Demonolatry, Liber Azerate).
  • Он — Дьявол Водолея, стихии Воздуха, Сатурна и Урана

Inferion — система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни. В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

В других религиозных учениях

  • Е. П. Блаватская в Лондоне была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер».
  • Люцифер в мифологии Розы мира — великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад — демонов.
  • Люцифер в Книге Урантии — падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

См. также

  • Падший (мини-сериал)
  • Фосфор (мифология)
  • Денница
  • Венера (мифология)
  • Фаэтон
  • Велиал
  • Сатана
  • Самаэль

Примечания

  1. ↑ Никифоровский, 1907.
  2. ↑ Фосфор // Большой энциклопедический словарь
  3. ↑ Люцифер // Энциклопедия мифологии
  4. ↑ Новиков, 1985, с. 393.
  5. ↑ Люцифер // Большой энциклопедический словарь
  6. Ефремова Т. Ф. Люцифер // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  7. Ботвинник и др., 1985, с. 166.
  8. ↑ Ботвинник и др., 1985, с. 154.
  9. Плиний Старший. Естественная история. II, 36—37
  10. Гигин. Астрономия 2.42.4  (недоступная ссылка с 12-03-2018 )
  11. Гесиод. Теогония 381—382 / пер. В. В. Вересаева. — Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений : в 16 т. — М. : Недра, 1929. — Т. 10 : Эллинские поэты.;
    Греческий текст (греч.)
  12. ↑ Денница // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  13. ↑ «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» — «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов. 38:32
  14. Аверинцев С. С. Мифы народов мира
  15. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  16. Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  17. Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  18. ↑ Inferion, Vox Inferni Press  (недоступная ссылка с 12-03-2018 )
  19. ↑ Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  20. ↑ Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей

Литература

  • Аверинцев С. С. Люцифер // «Мифы народов мира».
  • Геспер, Люцифер, Фосфор, Эосфор // Мифологический словарь / авт.-сост. М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 1985. — С. 45-46, 83, 154, 166.
  • Люцифер // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Никифоровский Н. Я. Люцыпыр // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 33—36.
  • Люцифер (англ.) в «Еврейской энциклопедии» (изд. Funk & Wagnalls)
  • Сатана // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.

Ссылки

  • Утренняя звезда // Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия
  • Люцифер // Энциклопедия «Кругосвет».

Люцифер. Это имя знакомо нам с самого детства. Наши любимые бабушки и дедушки пугали нас, утверждая, что за все наши грехи (непослушание родителям) этот злой дядя будет нас потом мучить в аду. Мы боялись, слушались родителей и вырастали. А потом многим становилось интересно, кто такой Люцифер и почему его нужно бояться. На этот вопрос существует много ответов, каждый из которых по-своему интересен и имеет собственную увлекательную историю.

Если спросить, кто такой Люцифер у тех же бабушек и дедушек, то они, скорее всего, расскажут старую библейскую легенду. По этой легенде Господь после создания Земли и всего, что на ней есть, решил наконец отдохнуть. Но ему было одиноко, поэтому он решил создать себе компанию — ангелов. Какое-то время все были довольны: Господь отдыхал, ангелы играли на арфах. Но в какой-то момент одному из них пришла в голову идея о том, что каждый из ангелов мог бы находиться на месте Господа. Звали его архангел Люцифер. И решил он захватить власть над миром вместе с теми, кто его послушал. На небе разразилась война, и спустя время Господь одержал победу, а поскольку он милостив, никто из мятежников не погиб. Им было даровано прощение, но за свой мятеж их с небес прогнали. Они обосновались под землей, где Люцифер основал свое царство — ад. Позже туда стали отправлять всех грешников для того, чтобы ангелы, превратившиеся в чертей, срывали свою злобу на них.

Примечательно, что в самой Библии упоминание этой истории не встречается, также нет никакого упоминания о том, кто такой Люцифер. Там есть место, где Иисус встречается с дьяволом посреди пустыни, но имени опять-таки нет. Зато там указан знак Люцифера или дьявольское число — 666. Ну и объяснение, что оно значит. Правда, оно настолько туманное, что понять его непосвященному человеку, видимо, не суждено.

Кстати, с этим числом связано немало казусов. В Библии написано, что «число это человеческое». Это послужило причиной «примерки» страшной цифры к знаменитостям и политическим деятелям. Любители загадок и исследователи Библии использовали нумерологию и один из принципов Каббалы -каждому символу соответствует определенное число. Их ликованию не было предела, когда под это число попали имена Гитлера и Сталина, но когда под него же стали попадать «звезды» эстрады, действующие президенты и политики — радости стало намного меньше. Они так и не смогли дать однозначный ответ, что это — тайное послание человечеству, несущее смысл, или результат досадной ошибки?

Существует еще одна теория на тему, кто такой Люцифер. Что он ангел — тут сомнений нет, ведь его имя переводится с латыни — «несущий свет». Вероятно, кому-то очень не понравилось то, что этому ангелу уделялось слишком много внимания, и тогда это решили исправить. Так ангел стал дьяволом и приобрел соответствующую внешность: вместо крыльев, покрытых перьями — кожистые, а его голову увенчали рога. Тогда же, скорее всего, и была придумана легенда о большой войне на небе. Такая трансформация стала иметь успех: Люцифера постепенно стали бояться. А может эта история была придумана просто для того, чтобы показать, насколько плохо не следовать библейским заветам, — неизвестно. Все слишком туманно и, похоже, разгадка затерялась во времени.

Здравствуйте отец Олег. Господь с Вами в Вашем очень важном, плодотворном служении.

В одной из своих лекций по толкованию Книги Бытия Вы касаетесь вопроса падения Денницы. Информации по этому вопросу нам от Господа дано мало. что бы удовлетворить наше стремление к познанию. Но коли Господь не даёт подробностей — значит и не нужно это нам, знания эти, видать, суетны. Понятно, что человеку трудно, да вернее — невозможно представить сущность явлений происходящих в духовном мире, взаимоотношений Творца и сотворённых духов. Для более — менее близкого понимания, Вы, при объяснении причины падения Денницы, говорите, что можно выразится так, что Денница перелюбил Бога. То есть это можно понимать как приблизился к Нему настолько, что самочинно ощутил себя частью Его? Архистратиг Михаил, волей Божьей низвергает Денницу словами — «Кто как Бог?!» Это вопрос можно понять как уличение Денницы в том, что он ощутил себя не Самим Богом, а поставил себя в ровень с Ним — «как Бог». Некоторые люди, когда я привожу Ваше определение — «можно сказать — перелюбил», при этом подчёркиваю можно сказать, то есть приблизительность и несовершенство определения, не понимают такого и возражают. Я начинаю задумываться — раз Денница как бы перелюбил, то получается, что у него не было злого помысла? С тем же настоящая любовь не может быть несовершенна, малейшее несовершенство любви низлагает её до противоположности — лицемерия, эгоизма, прелести. То есть не совершенная любовь — это вовсе и не любовь, а заблуждение в видимом. Как может увеличение любви породить её низложение до зла? Разве может настоящей любви быть много до перенасыщения с преобразованием во зло?

Понимаю, что это очень сложно — понимание возникновения, зарождения зла при двух исходных составляющих творения — первое это Бог в Его совершеннейшей любви, как Источник творения и второе — это пустота, ничто. Бог совершенен в любви и разуме — Он не может сотворить зла или сотворить несовершенства, которое способно стать источником зла без ведома и попущения Самого Бога, значит не Бог сотворил зло. Значит зло ни кто не творил — зло это отсутствие добра. Откуда это возникло в Деннице? Откуда возник первый, изначальный источник противоборства Свету? Что могло возбудить неприятие, отпадение от Бога?

Прошу простить меня за, может быть, не совсем понятные формулировки вопросов — косноязычен и часто меня не совсем понимают, но надеюсь Вы поймёте тревогу от того, что чрезмерное любвеобилие может породить зло. Так ли уместно употребление слова перелюбил к причине падения Деннцы? Что за грань в своей любви к Богу перешёл Денница? Как подобного не повторить человеку?

— О падении Денницы в Священном Писании сказано только как о факте. Какого-либо детального его объяснения, «механизма» зарождения злого намерения в его сознании мы не встречаем. Утверждается лишь, что причиной его падения была гордость. Видя свои совершенства, Денница-Люцифер говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 11-15).
В этом вопросе мы, по-существу, сталкиваемся с тайной свободы. Свобода личности подразумевает, что разумное существо может совершить тот или иной акт воли, исходя только из самого себя, без каких-либо внеличностных причин, то есть когда ничто в созданном Богом мире его к этому насильно не принуждает. К свободному акту нельзя поставить вопрос: «Почему?». Поскольку «почему» предполагает внешнюю по отношению к «Я» причину. Денница же совершил акт отпадения от Бога, действуя именно из самого себя, из своего «Я», а не по какой-либо посторонней причине. В этом вся суть его греха.
Но необходимо при этом учитывать, что Откровение Божие дано человеку только по одной и единственной причине – указать ему путь и средства спасения, а не раскрыть нашему любопытствующему рассудку тайны Неба. Цель Откровения исключительно духовно-нравственная, потому оно открывает только те истины, которые человеку необходимо знать здесь для достойного вхождения в тот мир, где мы и увидим всё лицом к лицу (1Кор.13,12).
Поэтому теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13, 12), лучше не гадать о том, что произошло с Денницей, и почему он из ангела света превратился в дьявола. Ясно одно, что гордость – смертельна, и это в высшей степени важно знать человеку. А чтобы познать духовный путь Денницы, нужно было бы самому пройти его — от чего да избавит нас Господь!

Leave a Comment